Бизнес-планы, бизнес идеи, тенденции,
последние новости и стратегии роста
для владельцев малого бизнеса

 
» Как открыть гостиничный бизнес?

Как открыть гостиничный бизнес?

Перед рассмотрением вопроса, как открыть гостиничный бизнес, составить бизнес-план, рассмотрим общие предпосылки, взвесим основные «за» и «против». Логично, что начинать Вы будете не с создания всемирной сети отелей. Стартовой площадкой, превращающей малый гостиничный бизнес в крупный, в любом случае является отель, гостиница на 5 – 50 номеров.

Начнём с рассмотрения востребованности услуг отелей, в частности мини гостиниц. Основным аргументом «за» вложение средств и усилий в гостиничный бизнес является общий рост числа нуждающихся во временном жилье. Эта тенденция характерна для всего мира и всех категорий путешественников. Мировая статистика говорит, что число туристов за первые два месяца 2011 года возросло на 5%. Сомневаться в этой тенденции не стоит – мир глобализуется. Серьёзно сказаться на доходности отелей могут только серьёзные же экономические потрясения. Но в этом случае пострадают все отрасли и даже нельзя сказать, что гостиничный бизнес ощутит трудности в первую очередь.
Теперь остановимся на востребованности ниши мини отелей в общем объёме гостиничного бизнеса. И здесь мировая статистика сообщает удовлетворяющие цифры: 60% общего потока постояльцев приходится на крупные отели, но никаких признаков снижения 40%-ной доли мини гостиниц нет, и не предвидится. Особая, индивидуальная, «домашняя» атмосфера такого временного жилья привлекает стабильную долю постояльцев во всех ценовых диапазонах.
Конечно же, все эти общие тенденции гостиничного бизнеса должны быть рассмотрены через призму местных условий и имеющегося спектра предложений в конкретном регионе.

Ресторан Можно начинать составлять бизнес-план? Не стоит торопиться. В идеале - бизнес-план должен являться подробным изложением первоначальной идеи, дорожной картой её реализации. Это справедливо даже если Вы используете в качестве основы типовой бизнес-план. Что может стать основной идеей? Анализ вышеупомянутых местных условий. Какие сегменты потока потенциальных постояльцев в Вашем регионе имеют тенденцию к росту? Анализ конкурентов позволит, составляя бизнес-план, правильно выбрать ценовой сегмент будущей гостиницы, сервисы, которыми можно будет выделиться и сформировать уникальность предложения. Особенности местной географии размещения (отель вблизи вокзала, центра и т.д.) подскажут и оптимальную ориентацию. Закладывая в бизнес-план уровень, звёздность будущего отеля, в основном, следует избегать двух ошибок.
Нормативные документы не делают различий для малых и крупных отелей при определении звёздности. Поэтому, желая создать гостиницу 4-5-звёздочного уровня, необходимо ещё на начальном этапе убедиться, что это действительно возможно. Скажем, Ваш отель будет размещён в подъезде выкупленного жилого дома. Желаемый результат сертификации не будет достигнут, если нет возможности запустить второй лифт, негде разместить парикмахерскую и другие службы. Поэтому любые затраты на изысканные интерьеры, элитную сантехнику будут в значительной степени напрасными.
Второй ошибкой является смешение номеров элитного и эконом-класса в рамках одного отеля. В большинстве случаев оба сегмента потенциальных постояльцев относятся к такому решению отрицательно, с опаской, что прямо сказывается на доходах гостиницы.

Что является основными трудностями гостиничного бизнеса, которые нужно учесть, в том числе, и при составлении бизнес-плана?
Необходимость соответствия отеля большому числу пожарных, санитарных и иных норм (ГОСТы и СНиПы регламентирующие требования к жилым и гостиничным помещениям). Эти нормы не только многочисленны, но и, к сожалению, во многом являются устаревшими, не измененными с советских времен. Этот факт, а также традиционные сложности при работе с нашими чиновниками, определяют нынешнее положение – многие малые отели (в некоторых регионах до 70%) формально занимаются посуточной сдачей квартир через оформление договоров с постояльцами. Это лишает их права официально называться «гостиницей». Следовательно, возникают и трудности в рекламных мероприятиях, позиционировании отеля, формировании партнерских альянсов, получении звезд. Следует не забывать и о том, что гостиничный бизнес априори должен быть «на виду». Поэтому регулярные посещения пожарников, СЭС и других контролирующих органов обеспечены, следует быть к этому готовым и учитывать в бизнес-плане.

Что может существенно помочь на этапе становления отеля?
Взаимодействие, кооперация, гибкое применение к местным условиям. Возможно, что в бизнес-план гостиницы заложено создание в перспективе большого числа дополнительных сервисов (автостоянка, парикмахерская, питание и т.д.). Возможна и ситуация, когда по конкретике условий их включение в бизнес-план невозможно даже в дальней перспективе. Выход – кооперация с имеющимися в округе автостоянками, ресторанами и иными предприятиями сервиса. Заключаем с ними договора о скидках и, с точки зрения клиента, фактически имеем полное комплексное обслуживание.
Вторым важным фактором интенсификации Вашего гостиничного бизнеса должна стать ассоциация с другими малыми отелями. Практически всегда в городе, регионе можно найти ряд мини гостиниц, которые не являются прямыми конкурентами (другой район, специфика). Объединение усилий в маркетинговой сфере позволяет снизить удельные расходы на рекламу. При этом мощность совместных рекламных акций существенно возрастает и может превзойти уровень аналогичных мероприятий крупных отелей.

Какой объём инвестиций необходимо заложить в бизнес-план мини гостиницы?
Цифры существенно зависят от региона и иных факторов. Создаваемая мини гостиница на 10 – 20 номеров потребует от 15 млн. рублей до 1.2 млн. долларов США (вторая цифра характерна для столичных городов России). Следует включить в бизнес-план ещё 10-15% (годовая зарплата персонала, реклама, сопутствующие расходы), чтобы составить представление о полной сумме, необходимой для запуска мини-отеля.
Практика показывает, что инвестиции в гостиничный бизнес окупаются за период от 2 до 8 лет, в зависимости от местных условий.